Внутригородское муниципальное образование Санкт-Петербурга муниципального округа Лахта-Ольгино
Официальный портал

197229, Санкт-Петербург, поселок Ольгино, Советская ул., д. 2

Тел./факс: 498-33-24, 498-33-27

Лахта центр | Шпиль Лахта Центра. Все, что нужно знать о завершающей конструкции Лахта Центра

Высота небоскреба Лахта Центра - 462 метра. Самый последний этаж - 87. А дальше – шпиль, высотой 92 метра.

Шпиль — вертикальное и остроконечное завершение зданий в виде сильно вытянутого вверх конуса или пирамиды.

Шпиль – это своеобразный петербургский тренд. Петропавловская крепость, Адмиралтейство имеют всемирно известные и узнаваемые шпили. Шпиль петропавловского собора Петра и Павла венчает ангел-хранитель нашего города, который оберегал его во все времена. Кораблик на шпиле Адмиралтейства - символ того, что Россия стала морской державой.

 

by Alexander Likhachev (MegaPixeli.pro)  https://www.instagram.com/p/BUprth6F-VE/

Шпиль Лахта Центра изначально задумывали стеклянным, как и весь фасад небоскреба. Заменить стекло на металлическую сетку предложил архитектор. Такое решение позволит уменьшить площадь, где может образовываться лед.  

Сетки в архитектуре

Стальные сетчатые гиперболоидные оболочки с ромбовидной несущей решёткой впервые использовал в архитектуре российский инженер и архитектор В.Г.Шухов в 1896 году. Он изобрёл и запатентовал три вида сетчатых несущих оболочек - висячие, выпуклые и башни-оболочки. Для Всероссийской промышленной и художественной выставки 1896 года в Нижнем Новгороде В. Г. Шухов построил восемь гигантских павильонов с первыми в мире перекрытиями в виде сетчатых оболочек и первую в мире ажурную сетчатую башню-оболочку удивительной красоты. Башня была куплена после выставки меценатом Ю.С.Нечаевым-Мальцовым и перенесена в его имение Полибино в Липецкой области, где сохранилась до настоящего времени.

Главной особенностью оболочек Шухова является использование гиперболоидных форм, следствием чего является возможность собирать их из длинных прямолинейных элементов, не имеющих переломов. Для высоких сооружений основную опасность несёт ветровая нагрузка, а у решётчатой конструкции она невелика. Эти особенности делают гиперболоидные конструкции прочными, несмотря на невысокую материалоёмкость.

Шуховская башня, Москва

Большой вклад во внедрение несущих сетчатых оболочек в мировую архитектуру внесли знаменитые архитекторы Бакминстер Фуллер, Норман Фостер, Фрэнк Гери, Николас Гримшоу, Сантьяго Калатрава. Полное признание и широкое распространение в прогрессивной архитектуре сетчатые оболочки получили в течение последних двух десятилетий благодаря внедрению компьютеров в практику расчёта конструкций и появлению новых строительных материалов и технологий. В XXI веке сетчатые оболочки стали одним из главных средств формообразования авангардных зданий, включая небоскрёбы и шедевры стиля "хай-тек".

 

Херт Тауэр, Нью-Йорк

Юлия Гуляк, начальник управления по проектированию Лахта Центра:

- Снизу и издалека грань перехода от стекла к сетке не будет видна. Проводится натурное моделирование, чтобы подобрать и ячейку, и цвет самой этой сетки. Все будет выглядеть идеально ровно и гладко.  

Сергей Никифоров, главный инженер проекта Лахта Центр:

- В нашей башне есть разные типы фасадов. До шпиля - 4 стеклянных вида. Потом – сетка – металлические конструкции и профилированные элементы.  Однако мы не разделяем фасад, потому что это - единый процесс, один технологический цикл, который создает форму здания. А в итоге – красивый фасад уникального небоскреба.

По сути, в шпиле сетка просто заменит стекло в стекопакете – встанет на его место. Несущие закручивающиеся колонны по периметру башни, тоже заканчиваются - уже на втором уровне обзорной площадки. Дальше вместо них пойдут металлические конструкции, формирующие каркас шпиля. Благодаря тому, что сечение этих конструкций меньше, чем у композитных колонн, улучшится обзор на панорамной площадке.

Шпиль и лед

Завершены аэродинамические испытания конструкции, закончены исследования по борьбе с льдогенерацией на фасадных конструкциях верхушки небоскреба.  Ветер, влажность, холод – капризный петербургский климат - все было учтено.

 

С. Никифоров, главный инженер:

- Результаты исследований показали, что на высоте и при определенной погоде может образоваться около 4 см льда. Наша задача с помощью активных и пассивных методов сделать так, чтобы на поверхности не было никакого льда либо чтобы была некая контрольная толщина льда, например, 4 мм. Разрабатываемые нами технологии позволят контролировать толщину льда. 

Пассивный способ борьбы со льдом – это сетка, специальные желоба, которые дают возможность собирать талую воду, когда лед начнет таять. Или – собирать мокрый снег. Эти желоба имеют кабели нагрева, чтобы не образовывались сосульки.

Активные методы – это кабели и еще некоторые ноу-хау, готовящиеся специально для проекта Лахта Центр. Пока это секретные разработки.

Обледенение самолёта - опасное явление, ухудшающее аэродинамические характеристики и лётные качества самолёта. Толщина слоя льда на некоторых деталях самолёта может достигать 10 см и более. Противообледенительные устройства для защиты от обледенения самолётов и вертолётов бывают механические, химические, тепловые и комбинированные.

Обледенение небоскребов – также проблема, которая может эффективно решиться только на стадии проектирования высотного здания, когда есть возможность грамотно заложить, проверить, оттестировать технологии и методики. Не все способы и не на всех фасадах будут эффективно работать. Например, нагревать сетку – это не эффективно и слишком энергозатратно.  

 Наледь с фасадов высотного бизнес-центра "Башня на Набережной" в ММДЦ Москва-Сити появляется из-за конденсата при перепаде температур. По плану здание раз в три дня очищают от льда альпинисты. Каждое утро управляющей компанией осуществляется рутинный контроль фасадов здания. При необходимости внизу выставляются предупредительные заграждения.   

Деловой комплекс «Федерация» также при обледенении приглашает альпинистов. Обогрев фасада функционирует на другом объекте в Москва-Сити - в «Городе столиц». Благодаря подогреву, сосульки и наледь не образуются.

 Монтаж шпиля

Сегодня к монтажу уже почти все готово. Сам процесс стартует в начале осени.

Елена Морозова, директор по строительству Лахта Центра:

- Шпиль башни будут собирать краны. Вертолет заказывать не планируется. Разработана технология возведения шпиля с минимальной зависимостью от ветра.

Возводить шпиль будет кран К-3. На пике процесса он будет выше башни на целый метр –  его рост достигнет отметки 463 метра. Сначала мы увидим кран на этой отметке, а потом появится шпиль.